Так получилось, что читаю (точнее слушаю) цикл не по порядку, сначала конец, потом начало, потом середина, так даже интереснее.
1) Жук в муравейнике
"...для Ученых все ясно: не изобретай лишних сущностей без самой крайней необходимости. Но мы-то с тобой не ученые. Ошибка ученого - это, в конечном счете, его личное дело. А мы ошибаться не должны. Нам разрешается прослыть невеждами, мистиками, суеверными дураками. Нам одного не простят: если мы недооценили опасность".
- Когда применение понятия "многослойное произведение" действительно оправдано, реально несколько разных пластов, неочевидно связанных и дополняющих друг друга;
- Прогрессоры, несущие счастье просвещения в другие миры, заставляя идти по аналогичному с Землей пути социализма. Ну, не знаю, не верю в благость этой затеи. Не представляю, как можно научить теоретической морали, как не могу представить, например, что человечество само могло бы осознать все зло и недопустимость расовой нетерпимости без ВМВ. Мне роднее как-то понятие Первой Директиве, гласящей, что нельзя вмешиваться в историю других народов, которая должна сама решить, в каком направлении она будет развиваться;
- Ни один Кинг и ни один Стайн или Страуб так меня не пугали, как эти двое. Нелюди, похищающие детей через магазины игрушек среди разрухи. Дети-не-совсем-люди с их детонаторами. Мистическая линия связи Льва с природой и животными. Ничего особенного, но оставляет впечатление иррационального космического ужаса;
- Что касается финала - я на стороне комкона, нечего шутки шутить с госбезопасностью. На подобном уровне, когда призрак угрозы навис над целой планетой, чего стоит чувство собственного достоинства одного человека? Это я к "Чего это ради я должен кому-то что-то доказывать?" В данном случае, увы, должен. Был.
- Авторы утверждали, что в их книгах намерено многие вопросы оставлены без ответов, побуждая к неограниченному количеству интерпретаций. Но в этом конкретном случае, оказывается, трактовать историю так, будто бы Сикорски предотвратил планетарную катастрофу, значит искажать смысл, который эта история в себе несет. Как-то непоследовательно.
- Не люблю классические детективы, зато элементы детектива в произведении другого жанра вполне. А здесь он вышел очень и очень и очень. Это тебе не мешанина из коллекционного кинжала, гусиного пера и обручального кольца, здесь все события и все расследование реально имеют отношение к развязке.
2) Волны гасят ветер
- Опять все на первый взгляд нормально, но страшно-то как, братцы. Я, скорее всего, просто чувствительна к таким вещам, вроде дальнейшей эволюции человека. Здесь она подана, как то, что разом делит всю историю на "до" и "после". Необратимость пугает, то, что все мы, люди, что живут сейчас, вдруг станем "устаревшими" пугает. Действительно последняя книга и действительно закат цивилизации.
- Опять правильно закрученный детектив, с правильной загадочностью и органичными отгадками.
- И все равно не могу понять, как люди, разумные существа, могут для кого-то быть неинтересными.
3) Страна багровых туч
- По сравнению с окончанием серии начало смотрится проще и неискушенней, что вполне естественно. Но все равно затягивает, хотя бы достоверностью описания работы ученых-исследователей и разноплановостью характеров (Ермаков навсегда в моей личной коллекции любимых типажей)
- Странно читать про общество, в котором поощряется не индивидуализм, а коллективизм. Только в такие моменты понимаешь, как глубоко некоторые твои современные ценности слились с тобой, сделавшись неотделимой частью. Например, человеческая жизнь важнее научных открытий, разве это не очевидно? А оказывается, что нет!
- Я вот подумала, что должно было произойти в советской истории, чтобы сделать события этой повести реальными? Чтобы люди реально готовы были погибнуть ради светлого будущего своего народа, и гибли и не считали это диким. И пришла к выводу, что это - доверие, доверие к власти. Что твоя жертва не будет напрасной, что результаты твоего труда пойдут на благо всех детей, а не детей партийной верхушки. Это первое, а второе - неугасающий энтузиазм, вызванный нарастающей волной научных открытий. Тогда все могло бы получится, может быть
- Про природу, которая что-то должна людям, тоже читать странно. Что она обязана покориться, просто потому, что так захотел человек, чудо как несовременно) (Это я без сарказма, реально интересно вот так узнавать, как мыслили люди несколько десятков лет назад)
4) Еще были Парень из преисподней (про волка, которого кормят-кормят, а он... А потому что нельзя человека как файл вырезать-вставить, не научив его иначе мыслить и не дав обновленных идеалов для жизни. Почти каждый сюжетный поворот меня преследовала фраза: "Вот чего вы ожидали? Неужели чего-то иного?") и Далекая радуга (все очень плохо)
5) Стажеры
- Единственный раз на моей памяти, когда я не смогла прочитать кусок текста, не потому что скучно или непонятно, а потому что жутко неловко за его неактуальность. И грустно. Социалистический лагерь выиграл только в мире полудня, и читать там о его процветании хоть и грустновато, но вполне себе интересно. А вот лубочное представление капиталистического общества как сосредоточия всех смертных грехов похоже на рассказ-пропаганду из советских газет. Очень неестественно и аргументы идеологическому противнику намеренно выделили самые беспомощные.
- Энтузиазм, конечно, энтузиазмом, но на одном нем без еды долго не протянешь, чисто из-за физиологии. И когда настанет в научной деятельности полоса затишья, чем заменить угасающий на ходу подъем? (Хотя смерть-планетчики и классные, ничего не скажешь. "– Девятый, зачем ты остановился? Что, у тебя пропал энтузиазм? А ну, прогуляйся еще чуть вперед… Шестой, ты делаешь успехи. Я от тебя уже заболел. Ты что, полетел домой, на Землю? Вернись на двадцать километров, я все прощу".)
- Внезапно поняла, что общество перейдет на следующую ступень тогда, когда идеалист не будет выглядеть как идиот.
- Отдать всю жизнь и здоровье работе, выглядеть как старик в пятьдесят, и верить, что по другому и быть не должно? Хм
- Ну Владимир Сергеевич, ну как так то(( Ладно сам мортидо не смог побороть, но товарища зачем туда же?
на Мир полудня Стругацких
IrmaAG
| среда, 14 ноября 2018