1-11 главыПролог.
- Что же нужно делать и как верить, чтобы почувствовать присутствие Бога? "Религии возникали вместе с первыми произведениями искусства". "Религиозное чувство нередко является эстетическим откликом на очарование литургии и грегорианского напева".
- Человек нуждается в выражении своего ощущения непостижимости, таинственности окружающего мира, в нахождении смысла жизни среди страданий.
- О секуляризации современного общества. "Гуманизм - это тоже религия, только без Бога (...) Наш мирской этический идеал тоже основан на неких концепциях разума и души и подобно более традиционным религиям, дает основания для все той же веры в высший смысл человеческой жизни".
- Бог не поддается осмыслению, для его осознания необходимо воображение. Даже если Его нет, он все равно самая важная реальность на свете.
- Об изменении понятия Бога и веры сквозь века. "Слова "Я верю в Бога" лишены объективного содержания". Религия менялась со временем, оставаясь прагматичной и действенной, при этом не обязательно обоснованной и достоверной.
1. В начале
- Бог со временем начинает ощущаться, как нечто слишком далекое, и от этого это понятие отмирает. "Говорят, что в человеческом сознании образовалась "дыра в форме бога" в том самом месте, где Он был раньше" (все-таки это одна из величайших человеческих идей всех времен) Теперь отгадку на тайну мироздания может дать наука, физическое ощущение от трансцендентного (мана) уже пропала.
- В начале всех религий были Бог Неба и Богиня Плодородия.
- По мнению древних земные дела являются стоящими, если они подражают делам божественным. Лишь те плоды творчества долговечны, которые пронизаны божественным.
- Древние боги, их много, они живут, умирают, сменяют друг друга, в этом похожи на людей, только могущественнее, поэтому языческое мировосприятие можно охарактеризовать, как целостное. Люди имели право дерзать приблизиться к богам (Олимпийские игры)
- "Созидательная деятельность - изнурительная борьба в неравных условиях". И установленный порядок следует поддерживать ежегодными ритуалами.
- По Библии основы религии заложили Авраам, Исаак и Иаков (20 век до н.э.) в Ханаане (современный Израиль). Считалось, что они лично встречали Бога и общались с Ним. К моменту Исхода из Египта Он отличался тем, что активно вмешивался в дела людей, но при этом требовал соблюдение дистанции (Я буду тем, чем я буду), диктовал свою волю в обмен на покровительство избранному Им народу. Он не был добрым, наоборот, опасным в своем могуществе, предвзятым и деспотичным, отрицающим чужую веру (казни египетские, жертва Авраама, воспламенение жертвенного костра), однако одновременно Он и проявляет сочувствие к угнетенным, и выступает с требованием справедливости - революционный подход.
- Первые книги - пятикнижие;
- Религия тогда была наполнена практической выгодой, Бог считался достойным поклонения, только если на деле доказывал свою эффективность, и он отнюдь не был только одним (Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим). "Отказываться от потенциального источника мана - откровенное безрассудство", и переход к монотеизму дался нелегко и не сразу. Вера - не следование правильным представлениям, а степень оказываемого доверия. В иудаизме создан строгий свод правил (Тора), которых следует придерживаться для приближения к Богу.
- Становление религии в Индии - начиналось с ведической культуры, затем люди пришли к представлению, что каждый получает по своим поступкам (карма), и боги тут не причем, истину надо искать в собственной душе. Для индуистов духовные наставники были важнее богов, а цель человека - превзойти их. Брахман - вездесущая сила, она присутствует во всем вокруг и ей нельзя поклоняться, молить ее о чем-то, даже думать о ней, ведь сама мысль низводит ее до человеческого уровня восприятия. Нужно только постоянно воспитывать в себе ощущение ее присутствия. Это непостижимо и реально, выходит за пределы буквального понимания слов. Будда не имел к богам отношения, полагал, что высшая реальность нирваны (невозможного для нашего переменчивого мира покоя) превосходит их. Религиозность начинается с ощущения неправильности, несовершенства, и она остается жива, пока люди на собственном опыте убеждаются, что такой образ жизни приносит удовлетворение. Появляются Бодхисаттвы, те, кто отказывается от личной нирваны ради просветления других людей. В индуизме - персонализация абсолюта через аватары богов.
Религия у греков. По Платону высшие материи можно выразить путем логических рассуждений, в его трактовке душа - божество, запертое в пещере людского разума. Идеальная красота - постоянна и неизменна во времени. (Это непохоже на библейского Бога, деятельного и меняющегося). Аристотель - ввел понятие катарсиса, когда символическая передача событий, невыносимых по обыденным меркам, смягчает их и превращает в нечто почти приятное. Придумал образ Бога - "Недвижимый двигатель" - вечный, полностью нематериальный, первопричина всего движения во вселенной, все тянется к Бытию, к Нему, Его же бытие заключалось в безмятежном созерцании себя. Он отстранен от человека, слишком возвышен, чтобы интересоваться приземленными мелочами (На это есть аргумент против - "С каких это пор одной из примет Совершенства стало неведение?"). Человек же - совокупность низших и высших материй (разум)
2. Единый Бог
- В Израиле неспокойно, его одолевают захватчики.
Появляются пророки, которым Бог является уже в отличном от прежнего образе - пугающе нечеловеческий, приносящий дурные вести о поражении, изгнании и запустении, и повелеваюший рассказать народу об этом. Им нужно смириться с тем, что Бог больше не спасает, а лишь предлагает смириться с действительностью, ибо такова Его воля. Также это Его ответ на недостаточно усердное поклонение; на то, что у израильтян остались еще культы других богов (которых Бог ненавидел, отличаясь абсолютной нетерпимостью, в отличие от самих толерантных язычников); что они придают бОльшее значения обрядам, чем их смыслу, приносят ненужные жертвы, когда Ему нужно сострадание, проявление веры не только в храме, но и в обычной жизни. Через приказы, зачастую странные и изматывающие, даваемые пророкам, Бог символически доносит свое отношение к своему народу. Пророки творили Бога по своему подобию - член царского рода Исайя видел в нем властелина, простолюдин Амос - сострадающего беднякам, Осия - мужа, переживающего измену.
- Несмотря на утверждение о отсутствии пола у Бога, он все равно остается мужским началом, и из-за этого женщин сильно понизили в статусе, они из уважаемых членов общества стали существами второго сорта
- Вновь поднимается тема избранности еврейского народа. Бог требует уничтожения всех, придерживающихся иной веры. Религиозные войны - печальное следствие единобожия, ненависть в сердце воспитать легче, чем самокритичность.
- Людям доступны в лучшем случае лишь отблески божественного - это проявление сил божьих, его присутствие на Земле (Слава, Премудрость, Сила, Слово), ибо следует различать Бога в обычном понимании от истинной божественной реальности.
- Разрушение храма в Иерусалиме, последующее очередное изгнание евреев - страшное потрясение, повлекшее образование многих течений иудаизма. Стало считаться, что для общения с Богом не нужны особые места, главное - внутреннее ощущение божественного. "Господь проницает мир, как душа обитает в теле, в каждом случае первое выше второго". Стали популяризироваться милосердие, тесная связь с собратьями по вере. Бог породил людей намеренно и ему понравилось его творение.
3. Свет язычникам
- Появляется Иисус, и, несмотря на скорую позорную смерть, успевает так впечатлить своих соратников, что они, проповедуя и развивая его учение, создают новую религию. Разные летописцы по-разному воспринимали Иисуса: как наделенного некими божественными силами; как посредника между далеким Богом и людьми; как воплощение божественной мысли (логоса, слова); как простого смертного, вмещавшего, подобно сосуду, Премудрость Господа; как самого Бога, скрывающегося за маской; как один единственный дух, сохранивший способность созерцать Бога, в то время как другие павшие души утратили ее.Поначалу христианство не принимают: по-первых, очень уж странным выглядит возвышенный Бог, имеющий сына, отдает язычеством, это возмутительно, идея вочеловечения продвигалась медленно; во-вторых у нее не было тысячелетнего авторитета или привлекательных обрядов, да еще она настаивала, что ее Бог - единственно истинный; в-третьих, она была экспрессивной, а христиане сами не могли толком объяснить свои убеждения, проще всего было определить их, как воспитываемое состояние преданности. Зато христиане в итоге смогли примирить библейского Бога с греко-римскими идеалами, плюс разработали привлекательную систему благотворительности. В конце концов император Константин узаконил христианство, что стало его окончательным триумфом.
- Разные версии приближения к Богу. Христос говорил, что каждому доступна близость к Богу и чудотворная сила, если приложить много сил для нахождения ее в глубине души. В дальнейшем были выдвинуты идеи, что это достижимо, если вести скромный образ жизни, отрешенный от земного, подражая этим отстраненному Богу. Или же нужно зарабатывать себе место на небе путем непереносимых мук на Земле.
- Про видение гностиков (ветвь христианства). Есть Бог, а есть Божество. Божество первично, непознаваемо, даже не существует в привычном смысле слова. Но затем оно возжелало быть познаным, и в недрах его сущности произошли эманации: первая - Бог, затем другие божественные свойства по двое за раз, все слабее с каждой парой. Первобытное падение совершила София, возжелавшая познать недоступное, изгнанная из Плеромы и породившая из страданий материальный мир. Или же Демиург, возжелавший стать центром Плеромы, изгнанный, и из чувства противоречия создавший Вселенную. А Иисус явился на Землю показать обратный путь к Богу. Все это раскрывает противоречие: разве этот гневный материальный мир мог быть создан благим Богом? После было примечательное учение Плотина. Сначала был Первоединый - сама простота, не имеющая каких-то отличительных свойств. "Так как Первоединый есть всесовершенный, так как он никого не ищет, не имея никакой потребности, то сам Он как бы через край всем переполнен; Это переполнение и произвело нечто иное". Похоже на центр круга, вмещающий все потенциальные окружности. Они исходят из него, и этот поток сдерживается только возвратным движением к Первоединому. Для прозрения следует попытаться превзойти естественные возможности рассудка, погрузиться в тайники собственного ума.
- Все теории сотворения мира не следует понимать буквально, разгадку нужно искать в душе на уровне ощущений, а не логики: "Оставь поиски Бога и сущего, и прочие подобные искания. Ищи Его, взяв началом себя. Познай, кто в тебе делает все Его собственным (...) Познай, что значит созерцать не желая и любить непроизвольно. И если тщательно изучишь это, то найдешь Его в себе".
4. Троица. Бог христиан
- Богословские споры охватывают все слои общества. Из-за ограниченности языка в частности и человеческого предела восприятия в целом началась путаница между изобретенной символикой и подлинной божественной реальностью,фактическим содержанием истины и ее неуловимыми аспектами. Это привело к появлению понятий Догма(глубинный смысл, открывающийся после религиозных переживаний) и Кенигма (открытое церковное учение). Они возникли не из-за желания создать узкий круг посвященных, а из-за принципиальной невозможности выразить Бога словами, без символизма обрядов, молчаливого внутреннего сложного и многообразного размышления и созерцания.
- В одном лагере Арий считает, что Бог же создал мир из ничего, и весь космос целиком зависит от Его воли.
Христос же, хотя и Бог, вовсе не божественен по естеству, он лишь творение божие и его инструмент, и его сила - это награда и дар. То, что он подобен человеку дает остальному человечеству надежду и веру в идеал, который показал, как можно после праведной жизни достичь обожения. В другом же Афанасий полагает, что Господь послал Слово в наш мир, чтобы спасти его от низвержения, причастить несовершенное к божественному. Поэтому, чтобы совершить это, Христос должен быть таким же божеством, как и Отец.
- Доктрина Троицы не означает многобожие, не означает, что Бог расщепил себя натрое. Это три ипостаси одного естества, его проявления для несовершенных людей. "Отец"(начало деяний, Сокрытый), "Сын"(посредник при деянии, Творящий), "Святой Дух"(вечно Присущий на Земле, в каждом из нас) - только понятия для рассуждения об энергиях, посредстом которых Бог дозволяет Себя постигать, во всей полноте проявляясь в каждой из них. Троицу надо ощущать, а не осмысливать, она сознательно создана, как парадокс, для того, чтобы всегда напоминать христианам о непостижимости Всевышнего, о том, что нельзя думать о нем, как о существе с аналогичными людским мотивациями и соответственно, упрощать и проецировать на Него свои мысли.
- Блаженный Августин - основоположник учения католической церкви. Его основные идеи: Преобладание логики и ортодоксальности над невыразимым ощущением. Тройственность и в природе человека, ибо он обладает Памятью (Познанием), Пониманием (Самопознанием) и Волей (Любовью), Первородный грех - вечное проклятие, передаваемое от человека к человеку через соитие, наполненное похотью и вожделением, в котором забывается Бог. А виновата во всем женщина, она прямой потомок Евы, источник искушения и вечная угроза. Грехопадение - проступок настолько страшный, что только Искупление, совершенное одновременно и Богом и человеком смогло его перекрыть, только жертва собственного сына.
-Дионисий, окрестивший неоплатонизм. Бог - это не один из объектов, существующих на свете. Раскрываемые им сущности - не он сам, его познание неразрывно связано с неведением, такие потрясения возносят над миром обыденных представлений к невыразимому миру. Таким образом керигма обращается в догму. Бог сам позволил себя познать на горе Синайской, представ там окутанным облаком. Бог так же, как и Его творения, испытывает своеобразный экстаз, который выводит Его из Себя и переносит в бренный мир, эманации больше не автоматический процесс, а волевое излияние любви.
5. Единство Бога у мусульман
- Мухаммед был простым купцом из племени Курайш в Мекке. Его народ лишь недавно стал вести оседлый образ жизни, стремительно разбогатев благодаря удаче в торговых делах. Это привело к кризису ценностей, если прежде для выживания племени важны были сплоченность (которая достигалась как гуманными делами вроде помощи нуждающимся, так и жестокими обычаями кровной мести) и превалирование общественных забот над личными, то теперь в обществе господствовала жажда наживы и соперничество. Людям нужно было отринуть возросшее самодовольство и поставить превыше него веру в Бога, признать, что все, чем они владеют, дано лишь по его милости.
- Явление пророку было пугающим (ангел, трижды стиснувший его в объятиях, а потом стоящий на горизонте и остающийся в том же положении, куда бы ни упал взгляд). Сначала Мухаммед был в ужасе от открывшегося ему божественного присутствия, ибо тогдашние просвещенные были бродягами, разносящими невнятные псевдооткровения, и их считали одержимыми джиннами. Но затем он принял свою миссию, и глава за главой осмысливал и передавал людям священный Коран. Текст построен не как набор правил, а скорее как диалог Всевышнего со своими подопечными. Он являет собой шедевр литературного искусства по изяществу и гармоничности написания, и многие только от одного его звучания готовы были принять ислам и сделать во имя веры все возможное, ибо такие слова мог произнести только Бог.
- Мухаммед со своими последователями был вынужден бежать в Йасриб (Медину) после того, как в обществе произошел раскол, вызванный его призывом отринуть всех богов, кроме Аллаха. Его пригласили местные иудаисты. Поначалу они относились друг к другу со взаимным уважением, но потом политические выгоды и религиозные противоречия (евреи верили, что эпоха пророков давно прошла, новый появиться никак не мог) взяли верх, мусульман стали притеснять, пророк разочаровался в древней религии. Однако, там он узнал об истории вероисповедания, что арабы ведут свою историю от потомков самого Авраама, с начала начал, минуя Моисея и Иисуса.
- За сто лет из разобщенных племен возникла великая Арабская империя, и все благодаря замене неразвитой языческой религиозной основы общества самобытной идеологией, впервые донесшей слово Божье на родном языке.
- Основы мусульманства – Бог (Аллах) есть, в этом нет никаких сомнений, неверующий не тот, кто в Него не верит, а тот, кто не оказывает Ему должного почтения. Он единственный и единый (переход к монотеизму (неизбежный после «сатанинских стихов») дался, как и везде, непросто, людям трудно было отречься от чувства преемственности поколений). Под любыми именами в любой религии все равно сокрыт Он, разница лишь в культурных традициях. Правоверный мусульманин – тот, кто целиком посвящает жизнь Творцу, но вместе с тем уделяет большое внимание политической жизни, такое же большое, какое христиане уделяют богословским диспутам. Также особый упор сделан на то, чтобы добиваться справедливости, не только по отношении к себе, но и ко всем вокруг: "Правоверные убеждены, что их судьба - созидание угодного Богу справедливого общества"( there's the rub!)
- Разделение на секты: шииты (чтили потомков пророка - имамов, как наиболее открытых для божественного людей)и сунниты (разногласие насчет преемника Мухаммеда), традиционалисты (замыслы Бога выше человеческого понимания, людской характер и жизненный путь предопределен), мутазилиты (логический подход - поступки Бога можно истолковать с рациональной точки зрения человека, человек обладает свободной волей), суфии (прозрение приносят мистичиские практики)
6. Бог философов
Под влиянием греческой культуры в исламском мире развивается наука, появляется течение фалсафа. Файласуфы искали связь между верой и объективным взглядом на мир, старались доказать, что весь космос подчиняется законам здравого смысла, а во главе его - Беспричинная Причина, начало цепочки всех причин и следствий (Наш мозг устроен так, что мы дробим сложносоставное на части, и простые элементы кажутся нам главными, а сложные явления - второстепенными, поэтому и должна существовать первопричина, сама простота). И отсутствие этой причины значило бы, что наш разум не в ладу с действительностью.
Не все слои общества способны дойти до истины путем собственных рассуждений, для них нужно находить способ выражать вечную истину художественным языком, а также держать их подальше от слишком сложных концепций, во избежание их превратного и буквального толкования.
Происходящее на земле отражается и на небесах, произнося священные слова следует стремиться услышать не только сам язык, но и его небесное соответствие. Иносказательный язык, как то двойное отрицание (Бог - не небытие) или утвердительно-отрицательные заключения (Бог бытие, Бог не бытие, Бог более чем бытие), подчеркивают несоответствие Бога никаким человеческим словесным категориям.
Сомнение и метание ал-Газали, пытавшегося обрести объективно обоснованную убежденность в природе Бога. Он пришел к выводу, что обоснованная вера невозможна, и единственный путь удостовериться в недостижимой реальности - испытывать религиозные переживания. Обладает бытием только Творец, и только последователи мистических практик способны возноситься над нашим миром-копией к истинному сущему.
Совершенно новая мысль - для вечного спасения необходимо принимать на веру, без рассуждений определенные истины (Существование Бога, Справедливость Бога и т.д.)
Религиозные войны западного христианства ака крестовые походы. Верования англов, саксов и франков были отсталыми, недалеко ушедшими от племенного язычества. Началось все под видом паломничества в Святую землю, но потом, обуянные религиозным огнем, крестоносцы решили, что их долг - отобрать его во славу Бога у убийц Спасителя. Эти мероприятия обернулись настоящими народными бедствиями, поскольку полагались на идеал, не укрощенный здравым смыслом, разнузданное своеволие и вообще вопиюще противоречили христианскому духу сострадания.
Главная причина размолвки между западной и восточной христианскими церквями - несовпадение взглядов на концепцию Троицы. На западе начинали с единства Бога, а затем выделяли в этом единстве три Лица, сделав эту идею более поддающейся осмыслению, дающей возможность развития богословских диспутов; на востоке напротив, сначала рассмативали три ипостаси, а потом утверждали, что Божественное единство выше нашего понимания, и в этом отдалении от обычного мышления, безмолвное созерцание и есть смысл веры.
7. Бог мистиков
Религии единобожия пришли в конечном итоге к идее персонифицированного Бога. Такой Бог помог оценить права личности и важность чувства сострадания (что является признаком развитой религии), привел к ценимому ныне либеральному гуманизму, все это стало возможным только при отождествлении себя с Ним и сопереживанию Ему. С другой стороны такой подход побуждает людей не преодолевать свою ограниченность, и, примеряя на себя личину Бога, осуждать других.
Мистицизм - учение, которое надо постигать очень осторожно, под руководством опытного наставника.(притча о четырех раввинах в Саду) "Еврейские мистики выстраивали цепочку религиозных символов, заполнявших их ум в заданном порядке." В книгах описываются встречи с Богом, но нигде не описывается, как же выглядит Он сам, описание дается только символичное или отвлеченное. Еврейский Бог - это ошеломляющая святость. На Западе: Сближаться с Богом - как прокладывать дорогу сквозь тьму - естественное окружение Души, это изнурительно, приносит терзания и слезы ради кратких мгновений единения. На Востоке - Бог - свет, "молиться Ему означает отбросить мысли"
В исламе за мистицизм ответственны суфии. "Господи! Если я служу Тебе из страха адских мук, то спали меня в аду! Если я служу Тебе в надежде на рай, то изгони меня из рая! Но если я служу Тебе ради Тебя Самого, то не скрой от меня Своей вечной красы!" Идеальное состояние - уничтоженность собственного я и растворение в неизъяснимой реальности, или, если это слишком радикально, то единение с Богом и открытие его в глубине собственной души, доходящее до ощущения полного слияния с ним. Бог - реальность абсолютно субъективная. Бог полностью выразил себя в бесчисленных людях. Посредством людей сокровенный Бог открывается самому себе.
Видения пророков напоминают коллективное бессознательное Юнга (научную попытку исследования общечеловеческого опыта творческого воображения) Существование Бога не проверяется органами чувств и не допускает логического обоснования. Мыслить о нем можно только посредством символов, чье толкование и является главной функцией воображения. Это чувство, даруемое свыше
В иудаизме мистики - каббалисты (унаследованное учение) Бог - Эн Соф (не имеющее конца), эманации - сефирот - представлены как процесс обретения безличным Богом индивидуальности.
8. Бог реформаторов
ХV-XVI в - перемены везде. На христианском Западе итальянское возрождение, открытие Нового Света, начало научной революции повлекли за собой нужду в реформации средневекового религиозного учения. Европа раскололась на католиков и протестантов.
Столицу восточного христианства захватили турки, она перенеслась в Россию.
Мусульман и иудеев (опять) вытеснили из Испании. Евреи нашли утешение в новой концепции - изгнание символизирует коренную неправильность в основе всего сущего. Эн Соф высвободил место для грядущего мира в Самом Себе, которое заполнил процессом Самораскрытия в Творении. Он глубже погрузился в собственное естество и по Своей воле себя ограничил. Сосуды, в которых хранились Сефирот, разбились, выпустив искры в хаос, первоначальная гармония утрачена. Люди должны были стать соратниками Бога в поиске этих затерянных искр, но после греха Адама свет в душе человека рассеялся и застрял в падшей материи (созвучно с рассеянными диаспорами евреев). Поэтому миссия избранного Богом народа - соблюдением правил и молитвами вернуть божественное на родину. При этом счастье помогает каббалисту любить Бога, а печаль исходит от сил зла в нашем мире.
Ислам ударился в консерватизм, шииты и сунниты воюют друг с другом.
Напротив, индийский ислам времен Великих Монголов - образец терпимости. Разрабатывались течения индуизма, представлявшие собой слияния разных источников религиозного вдохновения, возникали межконфессиональные течения (сикхизм), был постоен Дом, где могли беседовать ученые любых вероисповеданий
В западном духовном мире популярно "Подражание Христу", с его нездоровой зацикленностью на человеческой ипостаси Иисуса, его духовных и физических переживаниях, поклонение святым праведникам и местам, что угодно, кроме Бога как такового. А в последующем взгляды сменятся на противоположные, когда верующие из боязни опять оскорбить Бога слишком буквально поняли фразу Завета об осуждении запечатленных образов и приступили к их уничтожению. Начинается охота на ведьм, вершит суды инквизиция, и в них находили выражения скрытые страхи людей, бунт против гнетущей веры и далекого неумолимого Бога, с которым иметь дело опаснее, чем с дьяволом.
Реформация. Церковь пытается избавиться от путанных и замысловатых доктрин: "Вера не требует доказательств или горделивого богословия, но только добровольного самоотречения". Назревал протест против Бога, которому не возможно угодить, сколько усилий не прикладывай. Сам по себе человек не может спастись - мы способны следовать заповедям только потому, что Господь уже нас спас (Лютер), Бог решил от начала веков, кого из избранных спасет, остальные обречены (Кальвин). Эти утверждения вызваны необходимостью примерить всеведение Бога и свободную волю человека. В них мотивы и возможности Бога сходны с возможностями простого смертного. Вот что бывает, когда "парадоксальность и таинственность Бога воспринимается не как поэзия, а подвергается логическому разбору, буквальное толкование Библии делает ее Бога невозможным, ведет к неразрешимым противоречиям". Вместо того, чтобы видеть в идее Бога символ Реальности, чье бытие не соответствует нашим привычным представлениям о нем, люди допускали, что он существует объективно, как все прочее. В чем здесь противоречие? Он может вполне существовать, как реальный объект в пространстве, но вечно быть недоступным вследствие ограниченности нашего разума, разве нет?
Бог и наука не противоречат друг другу: Бог приспособился к человеческой ограниченности, сложные и таинственные процессы упрощаются до уровня понимания простого люда, как взрослый меняет речь в разговоре с ребенком.
(Как мелко мыслили тогда люди, не имевшие представления о космическом масштабе! Считали, что преисподняя находится в центре Земли - для современного человека это чудовищно близко.)
К концу XVI европейцы чувствовали, что религия серьезно дискредитировала себя. Верить искренне стало труднее, чем когда-либо. Богословы не подготовили паству к надвигающимся переменам. Люди, считающиеся безбожниками - просто верили в Него по-другому, или просто жили, делая вид, что Его нет. Религии было слишком много в повседневной жизни, чтобы сомневаться в самом Его существовании. Атеист - это оскорбление, никто бы не подумал так себя называть, даже придя к идее объективной необходимости сомнений во всем.
9. Просвещение
Грянула техническая революция, вознеся отсталую Европу до мировых лидеров. Теперь общество не зависит от земли, урожаев и климата. Накапливается капитал, создаются экономические ресурсы, отрасли становятся все более специализированными и зависящими от достижений друг друга. Раньше культуру создавала элита, жившая за счет излишков крестьянской продукции, и имевшая для этого время и средства. Теперь же она стала общим достоянием, и долю в общественном богатстве получили даже низшие классы. Люди чувствовали, что сами распоряжаются собой, что имеют власть над миром. Попирая старые принципы, общество стало стремиться к постоянному развитию. Хотя теперь нам понятно, что миф о прогрессе - такой же вымысел, как и те, что воодушевляли наших предков.
Основные тенденции в религии - рационализм, избавление от труднопостижимых доктрин, периодические экзальтические всплески.
Паскаль - чувство пугающего отсутствия Бога, давний человеческий страх пробуждения в чуждой Вселенной. Вера - игра с непредсказуемым исходом. На что вы будете ставить? Слова Бога по Паскалю: "Ты не стал бы искать Меня, если бы уже не обрел Меня".
Декарт - само чувство сомнения свидетельствует о необходимости существования совершенного Бога. Это можно доказать, как теорему. Мистика же приносит только неразбериху.
Ньютон - "Если существует гравитация, то почему планеты не падают друг на друга? Потому что Бог расположил их на оптимальном расстоянии, придал Земле такое вращение, что днем жара не иссушает, а ночью холод не замораживает". Этакая противоположность антропному принципу. Вселенная в высшей степени разумна. А не стремится к возрастанию энтропии. Бог - вечное время и пространство, его волевой акт - создание материи - нашего мира.
Вольтер - "Какую религию счесть наименее скверной? Может ту, что учит в большем объеме морали и в меньшем - догматам? Что не повелевала бы верить в невероятные вещи, не угрожала любому обладателю здравого смысла? Ту, что будет учить справедливости, терпимости и человечности?"
Спиноза - "То счастье, какое даруют нам знания, равнозначно любви к Богу, первооснове самой мысли, пребывающей в единстве с бытием каждого человека".
Кант - "Единственный путь к Богу пролегает через самостоятельную сферу морали и совести. Бог превратился из опоры бытия в стратегию более эффективной и высоконравственной жизни".
Доктрина святости греха. Грех - не поступок, но пренебрежение человеком своим божественным естеством. Но если Бог пребывает во всем, то Он очевидно, есть и во грехе.
В иудаизме - нигилизм Я. Франка: "Чтобы взойти к Богу, нужно сперва низвергнуться на самое дно, нарушая все заветы, бывшие до того священными".
Саббатай Цеви - новый мессия, который приведет затосковавшие в постоянных гонениях еврейские общины к спасению. Потом он принял мусульманство, спасение было отложено (христиане смогли уверовать, что Спаситель ценой жизни искупил грехи человечества, а вот у евреев не получилось представить, что отречение от религии было вызвано такой же возвывшенной целью)
Первые открытые атеисты: "Вера - не следствие благородной тяги к познанию, но, напротив, трусливая надежда избежать боли." Упорядоченность мира - дело рук динамичной материи, а не какой-то божественной механики.
10. Бог умер?
Человечный, противоречивый, требующий раболепного поклонения, несовместимого с человеческим достоинством, Бог уже не был нужен просвещенному человечеству, но отказ от него протекал болезненно. Взамен можно видеть проблески божественного в окружающей природе. Или признать, что он умер.
Блейк: "Богу самому приходится низвергнуться в наш мир и погибнуть в облике Иисуса, стать Сатаной, нет больше ничего человеческого, что было бы чуждо Богу. Как сказал Иисус: "Можешь ли ты любить того, кто за тебя не умер, или даже умереть за того, кто за тебя не умер?"
Ницще: в его повести безумец кричал: "Мы убили Бога! Во что теперь верить?", а прохожие похоже даже не заметили этого факта. Теперь главной ценностью становится земной мир.
Взгляды современной психиатрии: Бог - как фигура отца, воплощающая нужду в защите, Бог - психологическая истина, субъективно ощущаемая каждой личностью. Человечество должно само перерасти потребность в Боге, делать это искусственным путем опасно, это случается во времена беспокойства и грозит неврозами.
Мусульманский мир захватывают европейцы, арабы из передовиков науки и культуры становятся догоняющими. Целостная цивилизация раскололась на объединение зависимых государств, старающихся подражать образцам из чужого мира.
Хотя христианство - религия страданий, ислам - религия успеха (общество, построенное на справедливости, просто не может потерпеть крах), тем не менее, европейцы не питают к пророку никакого пиетета. А про иудеев и говорить нечего, они до сих пор отмахиваются от нападок в духе, что их религия - чужая и рабская. Начинаются вспышки антисемитизма, евреи вынуждены вернуться в Палестину, свою "Святую землю". После геноцида трудно верить в Бога, который знал обо всем этом и позволил ему случиться.
11. Да здравствует Бог?
Атеизм перестал быть мучительным выбором, он превратился в машинальную реакцию на жизнь в современном обществе.
Героический атеизм - людям следует решительно отвергнуть Бога и без остатка дарить свою любовь и заботу только человечеству.
Уайтхед: "Я утверждаю, что Бог действительно страдает, ибо Он сопричастен текущей жизни сообщества Своих созданий".
Хоркхаймер: "Не будь Бога, то нравственность и этика стали бы делом вкуса и минутного настроения".
Люди помнят о войне во имя Бога, но забывают о милосердии.
Человеческая душа не терпит пустоты, стремится ее чем-то заполнить, и только время покажет, чем будет это "что-то" в будущем человечества.
It's been a long road...
И все же он подошел к концу. Очень интересный опыт, много новых мыслей и ощущений, сама тема предполагает их появление. Шутка ли, столько десятков тысяч лет, вобравшие в себя всю мощь людского воображения и интеллекта, приложенные к одному единственному понятию.
На мой вкус - поменьше бы заумных концепций, которые во многом повторяют одна другую у разных авторов с небольшими различиями, а побольше бы исторических ссылок и общих выводов. Но это только на мой.
Несмотря на научность, книга помогла укрепить веру, ибо даже если Бога и не было, такое количество мыслей о Нем за все время уже сделало его реальным. И зная, что есть кто-то еще во Вселенной, что твои душа, совесть, желания доступны этому кому-то, так жить проще. а что еще надо?
@темы: Отзыв, Конспект, Армстронг, Читаю, Религия, История бога