Эти йети на диете
Первый раз начала читать лет в 15 - ничего не поняла, а то, что все же поняла, показалось неправдоподобным и наигранным, ох уж ети нежные создания 19 века, сами себе придумали проблемы и страдают. Не пошло короче, сдалась после 100 страниц.
Сейчас пробую по-новой, и понимаю, что почти ничего не узнаю из написанного. Тогда я не обращала внимания на вещи, которые сейчас составляют для меня интерес при чтении. Теперь я могу осознавать, насколько люди из другого века и другого общества думали и чувствовали отлично от наших современников, и могу проникнуться этим чуждым мировосприятием, не обязательно соглашаясь с ним. Я совсем не обратила внимания, насколько до отвращения честолюбив, недоверчив и лицемерен Жюльен, и что автор не скрывает этих пороков своего главного героя, но в принципе, и не осуждает.
Читать непросто, автор выдает большой кредит доверия образованности читателя (или ориентируется только на своих соотечественников того времени) и его логическим навыкам. Он по умолчанию должен знать последствия влияния ВФР-конвента-реставрации на жизнь людей, понимать сопряженные с ними общественные нормы, поскольку ничего из этого по ходу пьесы не объясняется. Если рассматривать текст как цепочку причина->следствие->следствие->следствие, то прописаны будут только первое и последнее звено, средние слагаемые читатель должен синтезировать своим умом и эрудицией. Поэтому и непросто.
Однако, после половины прочитанного действие набирает обороты. Тут и интересные персонажи, вроде заикающегося эталона светского человека, да и Матильда - та еще штучка, занятная. И про нравы светского общества читать интереснее, чем про любовь замужней дамы (как давно это было, как сто лет назад!) или про семинаристов, готовых убить за нелюбовь к сосискам. Жюльен так и не может решить, чего хочет больше - стать значимым человеком или сохранить оставшуюся часть порядочности, посмотрим, хотя я уже знаю финал, но все равно посмотрим, как к нему подведут.
А страсти-то разгораются, а читать-то все сложнее. И уже не из-за манеры написания, а из-за этих самых страстей. Тяжело следить, как герои, окончательно утратив чувство самосохранения, ведут сами себя в чрево урагана. Жюльен потерял интерес ко всему, включая свои собственные интересы и амбиции, от него осталась лишь странная игра с самим собой в "Слабо?", потому что на какую бы то ни было разновидность любви это мало похоже. Матильда, горе от ума, уставшая от бессмысленности и предсказуемости своей жизни, решила вообразить себя героиней исторического романа. Кажется, что все плохо и дальше будет только хуже.
Добила, под конец уже почти ногами. Надоели их люблю-нелюблю, люблю-убью, и прочие душевные метания. Самого интересного - интриг высшего света, заговоров с иностранными шпионами и т. п. было маловато, на мой вкус, и все на втором плане, а на первом - эти самые глубокие чувства. Не покидает ощущение, что таким интересно выписанным героям можно было бы устроить интригу позапутаннее. А так на выходе имеем притчу о том, что бывает с теми, кто не решил, чего хочет больше - остаться верным своим внутренним установкам и представлениям о чести и собственной индивидуальности или же преуспеть в жизни. И о том, что иногда вредно мечтать о подражании своим кумирам из истории.
Сейчас пробую по-новой, и понимаю, что почти ничего не узнаю из написанного. Тогда я не обращала внимания на вещи, которые сейчас составляют для меня интерес при чтении. Теперь я могу осознавать, насколько люди из другого века и другого общества думали и чувствовали отлично от наших современников, и могу проникнуться этим чуждым мировосприятием, не обязательно соглашаясь с ним. Я совсем не обратила внимания, насколько до отвращения честолюбив, недоверчив и лицемерен Жюльен, и что автор не скрывает этих пороков своего главного героя, но в принципе, и не осуждает.
Читать непросто, автор выдает большой кредит доверия образованности читателя (или ориентируется только на своих соотечественников того времени) и его логическим навыкам. Он по умолчанию должен знать последствия влияния ВФР-конвента-реставрации на жизнь людей, понимать сопряженные с ними общественные нормы, поскольку ничего из этого по ходу пьесы не объясняется. Если рассматривать текст как цепочку причина->следствие->следствие->следствие, то прописаны будут только первое и последнее звено, средние слагаемые читатель должен синтезировать своим умом и эрудицией. Поэтому и непросто.
Однако, после половины прочитанного действие набирает обороты. Тут и интересные персонажи, вроде заикающегося эталона светского человека, да и Матильда - та еще штучка, занятная. И про нравы светского общества читать интереснее, чем про любовь замужней дамы (как давно это было, как сто лет назад!) или про семинаристов, готовых убить за нелюбовь к сосискам. Жюльен так и не может решить, чего хочет больше - стать значимым человеком или сохранить оставшуюся часть порядочности, посмотрим, хотя я уже знаю финал, но все равно посмотрим, как к нему подведут.
А страсти-то разгораются, а читать-то все сложнее. И уже не из-за манеры написания, а из-за этих самых страстей. Тяжело следить, как герои, окончательно утратив чувство самосохранения, ведут сами себя в чрево урагана. Жюльен потерял интерес ко всему, включая свои собственные интересы и амбиции, от него осталась лишь странная игра с самим собой в "Слабо?", потому что на какую бы то ни было разновидность любви это мало похоже. Матильда, горе от ума, уставшая от бессмысленности и предсказуемости своей жизни, решила вообразить себя героиней исторического романа. Кажется, что все плохо и дальше будет только хуже.
Добила, под конец уже почти ногами. Надоели их люблю-нелюблю, люблю-убью, и прочие душевные метания. Самого интересного - интриг высшего света, заговоров с иностранными шпионами и т. п. было маловато, на мой вкус, и все на втором плане, а на первом - эти самые глубокие чувства. Не покидает ощущение, что таким интересно выписанным героям можно было бы устроить интригу позапутаннее. А так на выходе имеем притчу о том, что бывает с теми, кто не решил, чего хочет больше - остаться верным своим внутренним установкам и представлениям о чести и собственной индивидуальности или же преуспеть в жизни. И о том, что иногда вредно мечтать о подражании своим кумирам из истории.